Правовое регулирование государственных закупок в сфере здравоохранения в РК (проблемы и пути решения)

 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РК: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. История возникновения и этапы развития осуществления госзакупок и размещения заказов по выполнению работ и услуг в
Республики Казахстан и зарубежом

1.2. Законодательная и нормативно-методическая база конкурсных торгов на государственную закупку продукции в Республике Казахстан и зарубежом

1.3. Место и роль правового регулирования государственных закупок в системе государственных финансов и бюджетных расходов в Республике Казахстан и зарубежом

ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПРОДУКЦИИ В ИНТЕРЕСАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Правовое регулирование и методические основы формирования и развития организационно-экономического механизма управления системой государственных закупок продукции в Республике Казахстан

2.2. Анализ зарубежного опыта организации государственных закупок и возможности его использования для обеспечения экономической безопасности Республике Казахстан

2.3. Отечественный опыт управления государственными
закупками продукции

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И ЗАРУБЕЖОМ

3.1. Проблемы совершенствования правового регулирования государственных закупок в Республике Казахстан и зарубежом в целом и в сфере здравоохранения в частности

3.2. Совершенствование и методическое обеспечение правового регулирования государственных закупок в Республике Казахстан и зарубежом

3.3. Совершенствование организации конкурсных торгов с предприятиями-поставщиками промышленной продукции потребительского и производственно-технического назначения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ВВП – валовый внутренний продукт

ЕСГЗ – единая система государственных закупок

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития

BPQR – Best Price Quality Ratio, лучшее соотношение цены и качества


 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1.1. История возникновения и этапы развития осуществления госзакупок и размещения заказов по выполнению работ и услуг в Республики Казахстан и зарубежом

 

История возникновения государственных закупок началась ещё в древности, когда правительства заключали договоры на поставку продуктов, оружия и других товаров для своих войск или на обеспечение жизнедеятельности государства. Однако, современная система государственных закупок, которая основывается на принципах конкуренции, открытости и прозрачности, сформировалась в более поздние времена.

В США государственные закупки начали регулироваться с 1861 года, когда был принят Закон о закупках национальной обороны. В 1934 году был принят Закон о закупках федеральных организаций, который установил единые правила и процедуры для всех органов федерального правительства при осуществлении закупок.

В Европе государственные закупки начали регулироваться с середины XX века. В 1957 году Европейское экономическое сообщество приняло Директиву о координации процедур по государственным закупкам, которая предусматривала установление единых правил для всех участников рынка. Позднее эта директива была изменена и дополнена, и сегодня она известна как Директива 2014/24/ЕС о государственных закупках.

Сегодня государственные закупки являются важным инструментом государственного управления, их роль заключается в обеспечении конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса, повышении качества продукции и услуг, а также в обеспечении социально-экономического развития страны.

Первоначально процедуры государственных закупок в Республике Казахстан, как и во многих странах на первоначальных этапах, проводились по общим правилам, установленным для всех сфер экономики. Однако, с увеличением объема госзаказов, стали появляться проблемы, связанные с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств.

Ниже перечислены ключевые этапы развития государственных
закупок в Казахстане.

Развитие законодательной базы системы государственных закупок Казахстана проходило в несколько этапов. В Казахстане рынок государственных закупок является одним из бурно развивающихся рынков с начала 90-х годов прошлого века. Так, в 1991 году Постановлением Верховного Совета КазССР от 20 июня 1991 года была законодательно закреплена система государственного заказа. Согласно данному Постановлению, государственный заказ – это предложение государства в лице уполномоченных лиц хозяйствующим субъектам произвести товары (выполнить работы, оказать услуги) для государственных нужд.

В дальнейшем, в связи с политикой оптимального расходования бюджетных средств, а также в соответствии с мировой практикой система государственного заказа была заменена системой государственных закупок. Законодательная база новой системы была закреплена Постановлением Правительства РК от 13 мая 1996 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг) в РК», также Постановлением Правительства РК от 24 июня 1996 года «О порядке организаций государственных закупках товаров (работ, услуг) для обеспечения потребностей регионов». Уже на этом этапе основным принципом являлась прозрачность и конкурентность процедуры закупки, а также учет интересов национальных производителей. Но практика показала, что сфера государственных закупок – это чрезвычайно сложное и важное направление государственной деятельности, которая требует очень жестко регламентированной правовой базы.

В связи с этим, в 1997 году в Казахстане был принят
Закон РК «О государственных закупках». В развитие Закона были разработаны документы, утвержденные Постановлением Правительства РК, которые установили порядок организации и проведения государственных закупок в стране. Вступивший в силу 01 января 1998 года закон олицетворил начало законодательного регулирования государственных закупок в Казахстане.

В 2002 году Закон Республики Казахстан от 16 мая 2002 года № 321-II
«О государственных закупках». Настоящий Закон расширил отношения, возникающие в процессе осуществления государственными органами и учреждениями на отношения с государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилированными с ними юридическими лицами в ходе закупок товаров, работ и услуг у поставщиков. Целью государственных закупок определено эффективного использования имеющихся в их распоряжении денег.

С появлением в 2007 году нового закона «О государственных закупках», который предоставляет более прозрачную и открытую систему государственных закупок, что позволяет снизить коррупционные риски в процессе заключения контрактов.

Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках стало исповедовать такие принципы:

1) оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок;

2) предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных законом;

3) добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков;

4) гласности и прозрачности процесса государственных закупок.

Принятый закон установил общие правила для всех сфер экономики, в том числе и для сферы здравоохранения. Однако, с учетом специфики этой отрасли, в 2015 году был принят закон «О здравоохранении», в котором были установлены отдельные правила для государственных закупок в сфере здравоохранения.

Согласно этому закону, государственные заказы в сфере здравоохранения могут быть размещены только через систему электронных закупок, которая обеспечивает открытость и прозрачность процедур закупок. Заказчики могут быть как государственными организациями, так и частными компаниями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения.

Последующий этап системы регулирования государственных закупок – принятие в 2015 году двух законов:

– нового закона «О государственно-частном партнерстве», который регулирует отношения между государственными органами и частными компаниями, которые работают в различных отраслях;

– новой редакции «О государственных закупках» [3], которая с правками действует поныне.

Текущая редакция максимально широко трактует товары и услуги, подпадаемые под действие законодательного регулирования о государственных закупках:

1) услуги, приобретаемых у физических лиц по трудовым договорам;

2) услуги, приобретаемых у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг;

3) услуги, связанных с осуществлением командировочных расходов;

4) государственные задания и товары, работы, услуги, приобретаемых в рамках его выполнения в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

5) внесение взносов (вкладов), в том числе в уставный капитал юридических лиц;

6) товары, работы, услуги, приобретаемых национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными управляющими компаниями, национальными компаниями и аффилиированными с ними юридическими лицами, Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированными с ними юридическими лицами;

7) товары (продукция) военного назначения, товары (продукция) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения, входящих в состав государственного оборонного заказа;

8) товары, работы, услуги, приобретаемых организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, для осуществления видов деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 5-1 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;

9) товары, работы, услуги, приобретаемых в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан.

Этот закон позволил существенно внедрить и продвинуть электронную систему государственных закупок. Эта система позволяет проводить государственные закупки эффективнее и ускоряет процесс заключения контрактов. На сегодня информационная система электронных закупок на новой платформе, представляет собой единый портал в котором совершается полный цикл от планирования потребности в товарах, работах и услугах, далее проведение закупок, заключение и исполнение договоров, заканчивая поставкой товаров на склад.

Также стоит отметить функционирование с 2020 года Национального агентства по развитию государственно-частного партнерства. Это агентство занимается развитием государственно-частного партнерства в разных секторах, включая здравоохранение.

На сегодня все больше и больше государственных учреждений и органов оказываются перед поиском зарубежного поставщика.

Размещение казахстанских заказов в зарубежных странах является одной из форм международного сотрудничества в области государственных закупок. Это может быть вызвано необходимостью приобретения уникальных товаров, работ или услуг, которые не производятся в Казахстане, либо же недостаточным объемом производства внутри страны для удовлетворения потребностей государственных заказчиков.

Основными этапами размещения казахстанских заказов в зарубежных странах являются:

– подготовка заказа и определение необходимых требований к поставщику. Заказчик определяет необходимый объем товаров, работ или услуг, а также требования к качеству, срокам поставки, стоимости и другим условиям. Также определяется процедура размещения заказа;

– размещение заказа на международной площадке. Казахстанские заказы могут быть размещены на международных торговых площадках, таких как Alibaba, TradeKey, TenderNet и других. На этих площадках поставщики со всего мира могут ознакомиться с требованиями заказчика и подать заявку на участие в конкурсе;

– проведение конкурса и выбор поставщика. После того, как поставщики подадут свои заявки, проводится процедура отбора победителя конкурса. При этом учитываются такие факторы, как соответствие требованиям заказчика, цена, сроки поставки, опыт работы поставщика и другие факторы;

– заключение договора и организация поставки. После выбора победителя конкурса заключается договор на поставку товаров, работ или услуг. Поставщик организует доставку продукции в Казахстан, а заказчик осуществляет контроль за выполнением условий договора.

Размещение заказов в зарубежных странах может быть полезным инструментом для обеспечения конкуренции и повышения качества продукции и услуг в Казахстане. Однако необходимо учитывать риски, связанные с международными перевозками и таможнями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по истории возникновения и этапам развития государственных закупок и размещения заказов на выполнение работ и услуг в Республике Казахстан.

Государственные закупки в Казахстане начали особо активно развиваться в начале 2000-х годов. Введение системы электронных закупок существенно усилили прозрачность и конкуренцию на рынке государственных закупок.

Сегодня система государственных закупок и размещения заказов на выполнение работ и услуг в Казахстане находится на высоком уровне развития, применяются современные технологии, усилен контроль со стороны государства.

Основными этапами процесса государственных закупок и размещения заказов в Казахстане являются подготовка заказа, проведение конкурса, заключение договора и контроль за выполнением условий.

Развитие государственных закупок в Казахстане позволяет сократить коррупцию, обеспечить конкуренцию на рынке товаров, работ и услуг, а также повысить эффективность использования бюджетных средств.

Однако необходимо постоянно совершенствовать систему государственных закупок, учитывать мировые тенденции и опыт, а также сокращать время между этапами процесса, чтобы ускорить получение необходимых товаров, работ и услуг в интересах государства и населения.

 

1.2. Законодательная и нормативно-методическая база конкурсных торгов на государственную закупку продукции
в Республике Казахстан и зарубежом

 

Законодательная база конкурсных торгов на государственную закупку продукции в Республике Казахстан основывается на законе «О государственных закупках» в текущий редакции, который регулирует процедуры государственных закупок всех видов продукции, включая товары, работы, услуги и иные виды продукции.

Закон «О государственных закупках» устанавливает общие принципы и процедуры государственных закупок, включая права и обязанности заказчиков, поставщиков и участников конкурсных процедур. Он также определяет порядок проведения конкурсных процедур на государственную закупку продукции, включая открытый конкурс, запрос котировок, двухэтапный конкурс и другие виды конкурсов.

Дополнительно, в Республике Казахстан существуют и другие законы и нормативно-правовые акты, которые могут влиять на проведение конкурсных торгов на государственную закупку продукции, включая закон «О защите конкуренции» и «Положение о закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд в Республике Казахстан».

В целом, законодательная база конкурсных торгов на государственную закупку продукции в Республике Казахстан является обширной и детальной, с учетом основных принципов конкуренции, прозрачности, эффективности и добросовестности в проведении государственных закупок.

Методологическая база конкурсных торгов на государственную закупку продукции в Республике Казахстан представлена нормативно-методическими документами, которые разрабатываются и утверждаются государственными органами и агентствами, ответственными за проведение государственных закупок. Ниже перечислены некоторые из основных нормативно-методических документов, регулирующих проведение конкурсных торгов на государственную закупку продукции в Республике Казахстан:

– Методические рекомендации по проведению государственных закупок – данный документ содержит основные методологические принципы, применяемые при проведении государственных закупок, а также рекомендации по организации конкурсных процедур и подготовке документации;

– Инструкция по организации и проведению открытых торгов – данная инструкция содержит основные требования к организации и проведению открытых торгов, включая порядок подготовки документации, определения условий участия в торгах, проведения аукционов и так далее;

– Правила проведения закупок у единственного поставщика – данный документ содержит правила и методологические принципы, применяемые при проведении закупок у единственного поставщика, а также условия и ограничения, связанные с этим видом закупок;

– Положение о жалобах и обращениях участников государственных закупок – данный документ устанавливает порядок подачи жалоб и обращений со стороны участников конкурсных процедур, а также процедуры и сроки их рассмотрения.

В целом, методологическая база конкурсных торгов на государственную закупку продукции в Республике Казахстан включает в себя широкий спектр методических принципов, правил и рекомендаций, которые помогают обеспечить прозрачность, конкурентоспособность и эффективность конкурсных процедур на государственную закупку продукции.

Процедура государственных закупок в Республике Казахстан регулируется законом «О государственных закупках» и включает несколько этапов:

– Подготовка документации. Государственный заказчик разрабатывает документацию, которая содержит требования к продукции, условия участия в торгах, порядок оценки предложений и другую необходимую информацию;

– Опубликование объявления. Заказчик опубликовывает объявление о проведении торгов в единой системе государственных закупок (ЕСГЗ) и на официальном сайте заказчика. Объявление содержит информацию о товарах/услугах, которые необходимо закупить, а также сроки и порядок подачи заявок;

– Подача заявок. Участники торгов подают заявки на участие в торгах в соответствии с требованиями, указанными в документации;

– Оценка заявок. Заказчик проводит оценку заявок в соответствии с критериями, указанными в документации. В результате оценки выбирается участник, который предложил наилучшие условия для заказчика;

– Подписание контракта. Заказчик заключает контракт с выбранным участником, который согласился выполнить работу или поставить товары/услуги по условиям, указанным в документации и выбранных при оценке заявок;

– Контроль и приемка работ. Заказчик проводит контроль и приемку выполненных работ, поставленных товаров/услуг в соответствии с условиями контракта;

В случае возникновения споров и претензий со стороны участников торгов проводится процедура рассмотрения жалоб, предусмотренная законодательством. Общий срок проведения государственных закупок в Республике Казахстан может варьироваться в зависимости от сложности и объема заказа, но обычно составляет несколько месяцев.

Законодательная база конкурсных торгов на государственную закупку продукции может отличаться в разных странах в зависимости от их законодательства и практики. Однако, существуют некоторые общие особенности, характерные для развитых стран мира, которые
стоит упомянуть в здесь:

– регулирование процедур закупок – в развитых странах существуют законы и нормативные акты, регулирующие процедуры государственных закупок. Обычно это включает в себя требования к формированию комиссий, правила проведения конкурсных торгов, обязательные условия для участников торгов и прочие правила;

– прозрачность – прозрачность является одним из ключевых принципов законодательства государственных закупок. В развитых странах законодательство требует открытость процедур торгов, предоставление информации об условиях конкурса и его результатов, а также возможность участникам получать информацию о процедуре торгов и
принимать участие в торгах;

– экономическая эффективность – экономическая эффективность является одним из важных критериев, которые учитываются при проведении государственных закупок в развитых странах. Это может включать минимизацию затрат на закупку, выбор оптимального поставщика, а также оценку качества закупаемой продукции;

– конкуренция – конкуренция является неотъемлемой частью конкурсных торгов на государственную закупку продукции в развитых странах. Законодательство требует проведения открытых и справедливых торгов, которые позволяют участвовать в них всем заинтересованным поставщикам и создают конкуренцию на рынке;

– защита прав участников – законодательство государственных закупок в развитых странах обычно предусматривает защиту прав участников торгов, включая возможность подачи жалоб на процедуры торгов и их результаты, а также обеспечение недискриминации и равных возможностей для участников в не зависимости от объема бизнеса, территориального расположения или других факторов.

Обеспечение недискриминации и равных возможностей для участников государственных закупок означает, что все потенциальные поставщики имеют равный доступ к участию в конкурсных торгах и одинаковые шансы на победу в этих торгах, без какой-либо формы дискриминации.

Как это понимается на практике, может зависеть от законодательства и практики разных стран. Однако, обычно это включает в себя следующие аспекты:

– открытость процедур закупок все условия конкурса должны быть явно определены и доступны для всех заинтересованных участников. Это включает в себя определение критериев оценки и выбора победителя, общие правила проведения торгов и возможность получения информации о процедуре торгов;

– запрет дискриминации – все участники должны быть рассмотрены на равных условиях, без какой-либо формы дискриминации. Это может включать запрет на дискриминацию по расовому, национальному, религиозному, половому или иным признакам;

– объективность и прозрачность – все процедуры и решения должны быть объективными и прозрачными. Это включает в себя ясную оценку всех участников, основанную на объективных критериях, и обоснование выбора победителя;

– предоставление информации и консультаций – все заинтересованные стороны должны иметь возможность получения информации о процедуре закупки и задавать вопросы в соответствии с установленными правилами;

– противодействие коррупции – должны быть установлены механизмы и процедуры для противодействия коррупции и неэтичному поведению в процессе проведения государственных закупок. Это может включать в себя требования к декларированию конфликта интересов, контроль за финансовыми потоками и другие меры.

Таким образом, обеспечение недискриминации и равных возможностей для участников государственных закупок является важным элементом, который помогает создавать конкуренцию, эффективность использования средств и качественного выполнения государственного заказа.

Методическая база конкурсных торгов на государственную закупку продукции в развитых странах мира включает в себя ряд методологических подходов и инструментов, которые используются для обеспечения прозрачности, эффективности и конкурентной среды в процессе проведения государственных закупок. Ниже представлены некоторые из них:

– разработка законодательных актов и правил – разработка законов, правил и регламентов, регулирующих процедуру проведения государственных закупок, является основой методической базы конкурсных торгов. Они устанавливают правила, по которым проводятся конкурсные торги и обеспечивают равные возможности для всех участников;

– установление критериев и методов оценки – разработка критериев и методов оценки является важной частью методической базы. Это включает определение требований к качеству, количеству, цене, срокам поставки и другим параметрам, а также разработку методов оценки и
сравнения предложений участников;

– обеспечение прозрачности и открытости – обеспечение прозрачности и открытости процедуры конкурсных торгов является одним из ключевых принципов методической базы. Это включает предоставление доступа к информации о процедуре проведения торгов, публикацию объявлений о проведении конкурса, публикацию результатов торгов и т.д.;

– процедуры контроля и мониторинга – разработка процедур контроля и мониторинга проведения конкурсных торгов является важной частью методической базы. Это включает контроль за соблюдением правил и требований проведения торгов, мониторинг качества поставляемой продукции и услуг, а также установление механизмов обращения и разрешения споров;

– использование электронных систем – использование электронных систем, таких как электронные площадки, является важным элементом методической базы конкурсных торгов. Они позволяют автоматизировать процесс проведения торгов, обеспечив прозрачность и быстроту осуществления торгов и самих сделок, а также мониторинг их исполнения.

Сегодняшнее состояние регулирования государственных закупок в мире интерпретируется международными научными кругами как противоречивое и вызывающее озабоченность. С одной стороны, существует растущая тенденция к глобализации рынков государственных закупок и принятию единых стандартов и правил для обеспечения прозрачности и конкурентной среды в этой сфере. С другой стороны, в ряде стран сохраняются проблемы, связанные с коррупцией, дискриминацией и ограничением доступа к государственным закупкам для малых и средних предприятий.

Данная тема требует не только законодательного и нормативного регулирования, но и детального рассмотрения в научной литературе. Научное исследование государственных закупок включает в себя анализ проблем, связанных с применением нормативных актов, определение эффективности системы государственных закупок, оценку качества закупаемых товаров или услуг, а также разработку новых методов и подходов к улучшению этого процесса. При этом важно учитывать различные аспекты, включая экономические, правовые, организационные и технические, чтобы создать эффективную и прозрачную систему государственных закупок, которая будет способствовать экономическому развитию и обеспечению защиты государственных интересов.

Международные научные круги отмечают необходимость принятия мер для улучшения ситуации в области регулирования государственных закупок, таких как:

– разработка единых стандартов и правил для государственных закупок на международном уровне, чтобы обеспечить прозрачность, конкурентную среду и равные возможности для участников;

– внедрение инновационных технологий и электронных систем в процесс проведения государственных закупок для увеличения эффективности и снижения коррупционных рисков;

– обучение и повышение квалификации участников государственных закупок, включая представителей государственных органов, предпринимателей и экспертов, по вопросам регулирования и проведения конкурсных торгов;

– улучшение механизмов контроля и мониторинга за процессом проведения государственных закупок, включая обеспечение независимости контролирующих органов и установление механизмов обращения и разрешения споров;

– повышение осведомленности общественности о проблемах в сфере государственных закупок и вовлечение гражданского общества в мониторинг и контроль за процессом проведения торгов.

Так, мы можем найти подтверждение того, что многие ученые в мире настаивают на разработке единых стандартов и правил для государственных закупок на международном уровне.

Маятник закупок всегда колебался между двумя противоположных полюсов. С одной стороны, система закупок реформируется в целом, чтобы облегчить закупку важных для государства товаров, например, военной амуниции. С другой стороны, контроль за системой закупок усиливается из-за скандалов, в основном вызванных реформами или ослаблением правил. Когда происходят неизбежные скандалы по закупкам, они задевают и тысячи бесскандальных транзакций, что создает большое политическое влияние и провоцирует принять законы, чтобы «расчистить эти беспорядки в закупках». Об этом говорит Джозеф А. Пегнато (США) в своей работе «Оценка реформы федеральных закупок: маятник закупок перестал качаться?» в книге «Международный справочник по государственным закупкам» [1].

Вместе с тем, авторы часто приходят к выводу о том, что необходимо разработать единые стандарты и правила для государственных закупок на международном уровне, чтобы обеспечить прозрачность, конкурентную среду и равные возможности для участников. Это позволит улучшить доступ к рынкам и обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности.

В то же время в средах, где есть стимулы к оппортунизму, необходимы эффективные инструменты для ограничения коррупции в государственных закупках. Юлия Радионова (Россия), Юрай Немець (Словакия), Андрей Ткаченко (Казахстан) и Андрей Яковлев (Россия) в своей совместной работе «Неформальные практики и эффективности государственных закупок» показывают, что инструменты мониторинга и правоприменения важнее строгого регулирования. Простой перенос регулирования из развитых стран в страны с переходной экономикой не обеспечивает желаемой эффективности закупок без надлежащего выполнения. Регуляторы должны учитывать масштаб оппортунизма среди участников закупок – если он высок, необходимо сосредоточиться на мониторинге и возможностях правоохранительных органов [2].

Таким образом, научных исследования о государственных закупках должны учитывать значимость законодательной и нормативно-методической базы и направлены на определение проблем и разработку новых методов и подходов к улучшению данного процесса. Научные исследования в этой области могут значительно повысить эффективность государственных закупок, сократить расходы и снизить риски коррупции. Они также могут способствовать развитию конкуренции, стимулированию экономического роста и созданию благоприятных условий для развития бизнеса в Республике Казахстан.

 

1.3. Место и роль правового регулирования государственных закупок в системе государственных финансов и бюджетных расходов в Республике Казахстан и зарубежом

 

В современных условиях государственные закупки играют важную роль в экономическом развитии страны. Правильно организованный процесс государственных закупок способствует эффективному использованию государственных средств, стимулирует развитие бизнеса и инноваций, а также обеспечивает прозрачность и справедливость в процессе закупок. В этом контексте правовое регулирование государственных закупок является необходимым элементом в системе государственных финансов
и бюджетных расходов.

Следует провести ревизию правовой базы, определяющую процедуры закупок, а также механизмы контроля и ответственности за нарушения законодательства в данной сфере. Кроме того, на данным этапе следует обратить больше внимания на опыт зарубежных стран в правовом регулировании государственных закупок, выделив наиболее эффективные практики, которые могут быть использованы для улучшения процесса
закупок в Республике Казахстан.

Государственные закупки являются одним из основных инструментов государственных финансов в развитых странах мира. Они играют важную роль в регулировании экономики и обеспечении государственных потребностей в товарах, услугах и работах.

В развитых странах закупки обычно регулируются законодательством национального уровня. В США, например, закупки регулируются Федеральным законом о закупках (Federal Acquisition Regulation), который устанавливает правила для всех федеральных закупок. Аналогичные законы существуют в других странах, таких как Великобритания, Германия, Франция, Япония и т.д.

В рамках законодательства обычно устанавливаются требования к процедурам закупок, такие как публичное объявление о тендерах, участие в тендере только квалифицированных поставщиков, требования к документам, подаваемым поставщиками и прочее. Также устанавливаются правила контроля за закупками, которые гарантируют, что процедуры проводятся в соответствии с законом и принципами честности и прозрачности.

Кроме законодательных норм, в развитых странах часто существуют независимые органы, которые занимаются контролем за проведением государственных закупок. В США, например, такой орган называется Управлением по государственным закупкам (Government Accountability Office), в Великобритании – Национальным аудитором (National Audit Office), в Германии – Федеральным аудитором (Bundesrechnungshof) и т.д.

В целом, в развитых странах правовое регулирование государственных закупок имеет довольно сложную структуру и включает в себя множество норм и принципов. Это позволяет обеспечивать честность, прозрачность и эффективность процедур закупок и гарантировать, что государственные средства используются наиболее эффективно и экономно.

Вместе с этим государственные закупки играют важную роль в системе бюджетных расходов в развитых странах мира. Они представляют собой значительную часть государственных расходов и влияют на реализацию государственных программ и проектов.

В рамках бюджетного процесса правовое регулирование государственных закупок имеет своё место на нескольких этапах.

Во-первых, на этапе составления бюджета учитываются предстоящие государственные закупки, которые должны быть покрыты бюджетными средствами. Для этого используется информация о прошлых годовых затратах на закупки, а также прогнозы на будущее.

Во-вторых, на этапе планирования закупок, правовое регулирование определяет процедуры и критерии для выбора поставщиков, оценки предложений и заключения контрактов. В развитых странах, такие процедуры обычно регулируются законодательством, которое определяет правила проведения тендеров и требования к участникам.

В-третьих, на этапе исполнения контрактов правовое регулирование закупок определяет процедуры контроля за выполнением контрактов и урегулирование споров между сторонами. В этом случае законодательство устанавливает требования к мониторингу качества работ, соблюдению сроков выполнения, а также к ответственности поставщиков за нарушение контрактных обязательств.

Кроме того, правовое регулирование государственных закупок также включает меры по борьбе с коррупцией и обеспечению прозрачности процедур закупок. В развитых странах часто существуют независимые органы, которые занимаются контролем за проведением государственных закупок
и борьбой с коррупцией.

В целом, правовое регулирование государственных закупок является важной составляющей системы бюджетных расходов в развитых странах мира. Оно гарантирует, что государственные средства используются наиболее эффективно и экономно.

Правовое регулирование государственных закупок имеет важную роль в системе государственных финансов в развитых странах мира. Оно обеспечивает прозрачность и справедливость в процессе закупок, защищает интересы государства и общества, а также способствует эффективному использованию государственных средств.

Во-первых, правовое регулирование государственных закупок гарантирует прозрачность и открытость процесса. Это означает, что процедуры закупок определяются законодательством и доступны для всех потенциальных поставщиков. Таким образом, конкуренция стимулирует повышение качества и снижение стоимости продуктов и услуг, что является выгодным
для государства и общества.

Во-вторых, правовое регулирование государственных закупок устанавливает требования к квалификации и опыту поставщиков, что позволяет государству выбирать лучшие предложения. Такие требования способствуют развитию инновационных технологий и улучшению качества продуктов и услуг.

В-третьих, правовое регулирование государственных закупок помогает защитить интересы государства. Оно предоставляет механизмы контроля за действиями поставщиков и обеспечивает возможность расторжения контракта в случае несоответствия его условиям. Это способствует минимизации рисков и защите государственных средств.

Наконец, правовое регулирование государственных закупок является важной составляющей борьбы с коррупцией. Оно предоставляет механизмы контроля за действиями поставщиков и государственных служащих, а также определяет ответственность за нарушения законодательства.

Таким образом, правовое регулирование государственных закупок играет ключевую роль в системе государственных финансов в развитых странах мира. Оно обеспечивает прозрачность, эффективность и защиту интересов государства и общества в процессе закупок.

В Республике Казахстан государственные закупки регулируются законодательством о государственных закупках, которое является частью системы государственных финансов.

Законодательство о государственных закупках включает в себя:

– Закон «О государственных закупках», который устанавливает правила и процедуры проведения государственных закупок;

– Правила проведения государственных закупок, утвержденные Правительством Республики Казахстан, которые детализируют порядок проведения каждого этапа процедуры закупки и устанавливают требования к участникам;

– инструкции и методические указания по проведению государственных закупок, утвержденные компетентными органами, которые содержат дополнительную информацию и рекомендации для заказчиков и участников закупок.

– законодательство о государственных закупках также связано с другими элементами системы государственных финансов Республики Казахстан, такими как бюджетирование, налогообложение, финансовый контроль и аудит, поскольку государственные закупки являются одним из инструментов государственного финансового управления.

Кроме того, в Республике Казахстан функции по контролю и мониторингу государственных закупок выполняет Агентство Республики Казахстан по государственным закупкам, которое контролирует соблюдение законодательства о государственных закупках, оказывает методическую помощь и консультирует заказчиков и участников закупок.

Стоит отметить, что роль правового регулирования государственных закупок в системе государственных финансов Республики Казахстан заключается в обеспечении эффективного использования государственных ресурсов, предотвращении коррупции и обеспечении прозрачности процессов государственных закупок.

Законодательство о государственных закупках устанавливает правила и процедуры проведения государственных закупок, включая требования к участникам закупок и порядок оценки их предложений. Это позволяет обеспечить конкурентное и открытое окружение для участников закупок, а также гарантировать соблюдение принципов экономии, эффективности и эффективности использования государственных ресурсов.

Правовое регулирование государственных закупок также позволяет предотвратить коррупционные проявления и злоупотребления в процессе закупок. Законодательство устанавливает механизмы контроля за проведением закупок и наказания за нарушения правил проведения закупок, что позволяет снизить риски коррупции и повысить доверие к государственным закупкам.

Кроме того, правовое регулирование государственных закупок в Республике Казахстан обеспечивает прозрачность процессов закупок и обеспечивает доступность информации о проводимых закупках для всех заинтересованных сторон. Это позволяет обеспечить контроль за использованием государственных ресурсов и повысить ответственность заказчиков и участников закупок.

Таким образом, правовое регулирование государственных закупок является важным элементом системы государственных финансов Республики Казахстан, который помогает обеспечить эффективное использование государственных ресурсов, предотвратить коррупционные проявления и обеспечить прозрачность процессов государственных закупок.


 

ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПРОДУКЦИИ В ИНТЕРЕСАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

2.1. Правовое регулирование и методические основы формирования и развития организационно-экономического механизма управления системой государственных закупок продукции в Республике Казахстан

 

Государственные закупки продукции являются важной составляющей экономической системы любого государства. В Республике Казахстан государственные закупки регулируются рядом правовых актов, которые определяют порядок и условия проведения закупок. Однако, в связи с изменением экономических условий, появляются новые вызовы и требования к организации и проведению государственных закупок. В данном разделе работы будут рассмотрены правовые аспекты и методические основы формирования и развития организационно-экономического механизма управления системой государственных закупок продукции в Республике Казахстан.

Законодатель и научные круги уделяют достаточно времени для определений и механизмов, раскрывающих содержание
«государственные закупки». При этом действующее законодательство РК само определение «государственная закупка» определяет однозначно как «приобретение заказчиками товаров, работ, услуг полностью или частично за счет бюджетных средств, выделенных денег из Фонда поддержки инфраструктуры образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) собственных доходов, за исключением доходов международных аэропортов, связанных с оказанием услуг нерезидентам Республики Казахстан» [3].

Следует учесть, что законодательство РК «О государственных закупках» само подтверждает отнесение заказчика к бюджету государства. А именно, заказчик – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, за исключением национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний, национальных компаний и аффилированных с ними юридических лиц, Национального Банка Республики Казахстан, его ведомств, организаций, входящих в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилированных с ними юридических лиц [3].

С момента внедрения текущей версии закона в Казахстане проводится ряд правовых реформ, в том числе в системе государственных закупок. Это отражает стремление к модернизации, но при этом создает дополнительные трудности для государственных закупщиков, которым приходится адаптироваться к новым законам. Такая оптимизация системы позволит Казахстану в полной мере использовать потенциал закупок и добиться большего соотношения цены и качества. Чрезмерное использование прямых закупок, большое количество отклоненных заявок, а также недостаточная интеграция рыночных условий являются одними из препятствий на пути к более эффективной системе.

Развитие национальной системы электронных закупок позволяет на сегодня проводить почти все процедуры в электронном виде, охватывая более
6 миллионов контрактов в год. Помимо похвальных улучшений с точки зрения управления процессами, можно было бы сделать больше для улучшения сбора данных и сводной статистики. Собранные данные можно также в большей степени использовать для оценки и управления эффективностью.

Несмотря на то, что меры добросовестности существуют, Казахстан еще не разработал конкретную стратегию закупок. Страна предприняла усилия по расширению своей системы управления жалобами, но это могло бы расширить возможности для прямого участия соответствующих внешних заинтересованных сторон и решить проблему «профессиональных жалобщиков», которые замедляют работу механизма.

Государственные закупки в Казахстане по-прежнему воспринимаются преимущественно как административная, а не стратегическая функция. Изменение этого восприятия могло бы способствовать дальнейшему развитию стратегических соображений, для чего требуются достаточно квалифицированные кадры в сфере государственных закупок. Однако в настоящее время государственные закупки не признаны профессией, и обучение закупщиков в основном сосредоточено на законах и соблюдении законодательства [4].

Государственные закупки имеют решающее значение для предоставления государственных услуг, будь то в области здравоохранения, образования, инфраструктуры или общественной безопасности. В Казахстане на государственные закупки приходится 6,6 % ВВП Казахстана, что является относительно низким показателем по сравнению со средним показателем по Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР, но также составляет 43% государственных расходов, что выше среднего показателя по ОЭСР. Так же следует отметить, что на государственные предприятия («квазигосударственный сектор») приходится
около 30-40 % ВВП Казахстана [4].

Казахстан стремится улучшить свою систему, чтобы максимально использовать ее потенциал, и в последние годы внес существенные изменения в закон о государственных закупках.

При этом определение источников средств, за счет которых проводятся государственные закупки, также не подверглись изменениям за все время существования.

На сегодня назрела необходимость уточнений определения государственных закупок в законодательстве, что важно для ясности и конкретности применения закона в практических ситуациях. Это также поможет избежать возможных противоречий и неоднозначностей в толковании закона, что может привести к ошибкам и спорам при его применении.

Дополнительное уточнение понятия государственных закупок может помочь определить, какие организации и предприятия могут участвовать в процедуре закупок, какие виды товаров, работ и услуг подпадают под действие закона, какие процедуры закупок должны применяться в различных ситуациях, и какие правила должны соблюдаться заказчиками и поставщиками в процессе закупок.

Кроме того, уточнение определения государственных закупок может способствовать более эффективному и прозрачному использованию бюджетных средств, улучшению качества приобретаемых товаров, работ и услуг, а также укреплению доверия общества к государственным институтам.

Текущие внесенные правки к законодательству о государственных закупках включают четкое определение «демпинговой цены» во избежание занижения цен, введение реестра жалоб, требования об исключении нефинансово устойчивых поставщиков и компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, меры по предотвращению неправомерного преимущества путем получения доступа к конкуренту. информация и изменения в принципах осуществления закупок из одного источника.

Система закупок в Казахстане сильно децентрализована, и различные государственные органы и компании управляют конкретными проектами закупок. Министерство финансов разрабатывает политику закупок, а Комитет по государственным закупкам отвечает за обеспечение соблюдения законов и положений о государственных закупках. Процесс государственных закупок осуществляется посредством обязательных торгов, объявляемых государственными органами. Газеты, назначенные Комитетом по государственным закупкам, публикуют тендерные возможности.

Для облегчения процесса закупок правительство создало портал электронных закупок ww.egov.kz. Центр электронных финансов назначен единственным оператором в сфере электронных государственных закупок. Положение о государственных закупках Казахстана направлено на обеспечение международных стандартов прозрачности и подотчетности перед общественностью. Однако то, что появляется в печати, и то, что происходит на практике, может сильно отличаться. Короткие сроки проведения тендеров (предложение заранее выбранного поставщика), отсутствие прозрачности в деловых отношениях и проблемы с неплатежами остаются проблемой. Правила часто отдают предпочтение отечественным поставщикам, а не иностранным компаниям [5].

Вместе с этим, современные научные статьи и рекомендации ОЭСР говорят о приоритете качества закупаемых товаров и услуг в государственных закупках, а не минимальной цене. Они также обсуждают методы управления закупками и повышения качества закупаемых товаров, работ и услуг. Статьи также отмечают, что закупки товаров, работ и услуг носят критически важный характер для реализации ключевых целей правительства.

Так согласно Рекомендаций Совета ОЭСР по вопросам государственных закупок [6] создание возможностей для участия в конкретных тендерах должно быть направлено на обеспечение широкого круга потенциальных претендентов, включая новосозданные компании, а также малые и средние предприятия. Это возможно только при наличии четких инструкций и указаний, которые позволят покупателям быть информированными и иметь соответствующие ожидания от тендеров, включая спецификации, контракты и условия платежей. Обязательная информация о критериях оценки тендерных заявок и выбора победителя также должна быть предоставлена, включая показатели, используемые для оценки, такие как цена, соотношение цены и качества, а также дополнительные цели государственной политики.

Если на уровне научных статей [7] у наших северных соседей, уже десяток лет ведется такая дискуссия.

Так Emerald Insight и Taylor & Francis Online опубликовали статьи, в которых обсуждается важность качества в процессах государственных закупок [8; 9]. McKinsey & Company также проанализировала деятельность по закупкам в разных отраслях и регионах и пришла к выводу, что государственный сектор может выиграть от более разумных закупок [10]. Кроме того, ScienceDirect опубликовала исследование об экологически чистых государственных закупках, которые включают в себя приобретение товаров, услуг и работ государственными учреждениями и государственными предприятиями у частного сектора [11]. Наконец, в статье PubMed обсуждается, как можно использовать государственные закупки в качестве инструмента повышения эффективности и улучшения результатов в отношении здоровья [12].

Государственные закупки – это инструмент, который позволяет уполномоченным государством учреждениям приобретать работы, товары или услуги у компаний. Государственные органы могут указать требования или критерии для присуждения компании государственного контракта: но обычно в 55 % процедур закупок в качестве единственного критерия присуждения используется самая низкая цена, тогда как на самом деле могут рассматриваться другие критерии, такие как качество, устойчивость, и инновации.

В европейской практике на уровне директив и решений комиссии ЕС так же на протяжении уже длительного срока с 2005 года говорится не только ценовых критериях. Например, лучшее соотношение цены и качества BPQR можно использовать для рассмотрения не только цены, но и качества приложения. BPQR – это соотношение между ценой предмета публичного контракта и любыми критериями, имеющими особое значение для публичного покупателя. Соотношение может быть разработано в каждом учреждении по-разному, в зависимости от того, что для них важнее (например, дать больше баллов за конкретные функции, такие как снижение уровня шума, уровень потребления и т. д., или определить BPQR с такими показателями, как стоимость жизненного цикла, который рассчитывает затраты на выбросы CO2 в течение всего срока службы) [13].

В целом правовое регулирование и методические основы формирования и развития организационно-экономического механизма управления системой государственных закупок продукции в Республике Казахстан соответствуют потребностям и направлены на повышение прозрачности, конкурентности и эффективности процесса.

Важными их чертами следует определить:

– действие единой электронной площадки для проведения государственных закупок, которая позволяет проводить процедуры онлайн, упрощает процедуру и повышает ее прозрачность;

– современные критерии оценки предложений участников тендеров, таких как критерий лучшего соотношения цены и качества BPQR, что позволяет более эффективно выбирать наиболее выгодное предложение;

– широкий список потенциальных участников, которые могут участвовать в государственных закупках, включая малые и средние предприятия, что способствует увеличению конкуренции и расширению рынка;

– жесткие меры ответственности за нарушение законодательства по государственным закупкам, в том числе штрафов и отстранения от участия в будущих тендерах.

Важно, что последующие изменения в законодательстве по государственным закупкам в Республике Казахстан должны быть направлены на повышение эффективности и прозрачности процесса, а также на создание более благоприятной среды для участия различных компаний в тендерах.

И к таким изменениям в стране уже идет активная подготовка.

Так Глава государства Касым-Жомарт Токаева в своем Послании к народу Казахстана в сентября 2022 года однозначно ставит перед нами соответствующую задачу:

«Предстоит выстроить качественно новую систему
государственных закупок.

В приоритете должно быть качество закупаемых товаров и услуг, а не минимальная цена.

Закупки государственных и квазигосударственных организаций необходимо перевести на единую платформу.

Для реализации данных подходов потребуется принять новый закон «О государственных закупках» [14].

Президент Токаев создает благоприятный фон для устойчивого развития государственных закупок в Казахстане. В своем Послании нации Президент Токаев не только подчеркивает важность приоритета качества над ценой в реформе закона о государственных закупках, но и указывает на то, что это должно быть сделано на законодательном уровне, а не на уровне нормативных актов и решений государственных и квазигосударственных организаций. Перевод же всех их заказов на единую платформу – это путь к обеспечению прозрачности и повышению эффективности использования средств на всех уровнях принятия решений, как в вертикале органов власти: на уровне акимата, администрации, отраслевого органа государственного управления, Правительства страны, так и в рамках государственных компаний и учреждений.

Министерства и ведомства сейчас ведут работу над дальнейшими возможными реформам в сфере учета «зеленых» критериев реформы государственных закупок в Казахстане, формируя законопроект, который должен быть доработан Министерством финансов до конца 2023 года.

Данный проект должен вобрать в себя лучшие практики международных норм управления государственными закупками, учесть особенности реализации государственно-частного партнерства и действующего отраслевого законодательства.

Проанализировав правовое регулирование и методические основы формирования и развития организационно-экономического механизма управления системой государственных закупок продукции в Республике Казахстан можем сформулировать некоторые методические принципы, на которых базируется эта сфера:

– системный подход – механизм управления должен быть организован на основе системного подхода, что позволяет рассматривать систему государственных закупок как единое целое, учитывая все ее компоненты и взаимосвязи между ними;

– процессный подход – при организации государственных закупок необходимо учитывать все этапы процесса закупок, начиная от планирования и заканчивая контролем за исполнением контрактов. Только тогда механизм управления будет эффективным;

– принцип эффективности – механизм управления должен быть нацелен на достижение максимальной эффективности и результативности в использовании государственных ресурсов. При этом необходимо учитывать и социальные аспекты, такие как развитие малого и среднего бизнеса, поддержка
инноваций и т.д.;

– прозрачность – механизм управления должен обеспечивать прозрачность процесса закупок и равные возможности для всех участников. Необходимо обеспечить доступность информации о закупках, процедурах и
условиях участия в них;

– конкурентность – организация конкурсных процедур и использование принципов конкуренции являются необходимыми для обеспечения эффективности государственных закупок. Это позволяет выбирать наиболее выгодные критерии, а не только ценовые, выполнения заказа в соотношении цены и качества продукции;

– инновационность – механизм управления должен стимулировать инновационное развитие производства и обеспечивать возможность внедрения новых технологий и продукции;

– государственное регулирование – механизм управления должен быть организован с учетом государственной политики и правового регулирования государственных закупок. Важно обеспечить соответствие механизма управления действующему законодательству и регулирующим документам.

Выполнение принципов нормативного регулирования и организационно-экономического механизма управления системой государственных закупок продукции в Республике Казахстан является важным фактором для обеспечения эффективности таких закупок. Осуществление контроля за соблюдением правил и процедур при государственных закупках, установление единых стандартов и требований к товарам и услугам, обеспечение прозрачности и открытости процесса закупок, а также участие широкого круга потенциальных поставщиков и претендентов, включая малые и средние предприятия, позволят достичь наилучших результатов при закупках. Кроме того, внедрение новых технологий и инноваций, а также учет интересов государства и общества в процессе закупок, будут способствовать повышению эффективности государственных закупок в Республике Казахстан.

 

2.2. Анализ зарубежного опыта организации государственных закупок и возможности его использования для обеспечения экономической безопасности Республике Казахстан

 

В настоящее время глобализация экономики и интенсивное развитие технологий ставят перед странами новые вызовы и требования в области обеспечения экономической безопасности. Одним из важных аспектов, способствующих достижению экономической безопасности, является эффективное управление государственными закупками.

Анализ зарубежного опыта организации государственных закупок представляет собой важный инструмент для повышения эффективности системы государственного управления закупками и обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан. Изучение опыта других стран позволяет выявить лучшие практики, успешно применяемые в области закупок, и использовать их в национальной системе.

В ходе исследования стоит обратить внимание на основные принципы, нормативные акты и механизмы, которые обеспечивают прозрачность, конкуренцию и эффективность государственных закупок. Также стоит рассмотреть инновационные подходы, используемые в других странах, в частности, в области цифровизации процессов закупок, применения электронных площадок и автоматизации процедур.

Опыт зарубежных стран может быть полезным для Республики Казахстан в области обеспечения экономической безопасности, так как позволяет извлечь уроки из успешных практик и избежать ошибок, совершаемых другими государствами. Применение зарубежного опыта может способствовать развитию конкурентоспособности отечественных компаний, стимулированию инноваций, а также снижению коррупционных рисков и повышению эффективности использования государственных ресурсов.

Изучение зарубежного опыта организации государственных закупок имеет особую важность, особенно при анализе сумм, направляемых на государственные закупки по отношению к общей сумме ВВП в стране. Этот аспект является ключевым для понимания масштабов и значимости государственных закупок в экономике страны и определения их влияния на общую экономическую ситуацию.

Процентное соотношение сумм государственных закупок к ВВП отражает объем государственных инвестиций и расходов на приобретение товаров и услуг от частного сектора. Анализ этого соотношения позволяет определить важность государственных закупок в стимулировании экономического роста, развитии отраслей и создании благоприятной бизнес-среды.

Если доля государственных закупок значительна по отношению к ВВП, то это указывает на важность государственного сектора в экономике и его значительный вклад в развитие страны. В таком случае изучение зарубежного опыта может помочь выявить успешные стратегии и подходы к организации эффективных систем государственных закупок, которые могут быть адаптированы и применены в национальной системе.

Анализ сумм, направленных на государственные закупки относительно ВВП, также помогает выявить потенциал для улучшения эффективности и прозрачности системы закупок. Если эта доля слишком высока, это может указывать на возможность оптимизации расходов и повышения эффективности использования государственных ресурсов. Зарубежный опыт может предложить инновационные методы и инструменты, которые помогут улучшить процессы закупок, снизить издержки и повысить качество предоставляемых
товаров и услуг.

Рисунок 1 – Государственные расходы в процентах от ВВП за 2021 год [15]

 

Рисунок 1 дает нам понимание того, что в мире по-разному организован процесс трат государственных средств. К сожалению, Казахстан не представлен в этом исследовании. Отсутствие данных о государственных закупках в процентах ВВП Казахстана в мировой статистике МВФ может быть связано с несоответствием методологии сбора данных.

Страны, такие как Соединенные Штаты (42,36 % ВВП составляют государственные расходы), Франция (59,05 %), Япония (42,52 %), Великобритания (44,87 %), Швеция (49,86 %), Испания (50,6 %), Италия (55,45 %), Южная Африка (32,98 %), Индия (30,14 %),
Китай (32,71 %) 
(рисунок 2) [15] достигли высокого показателя сумм, направленных на государственные закупки относительно общей суммы ВВП, благодаря различным факторам и стратегиям.

Рисунок 2 – Государственные расходы отдельных стран
в процентах от ВВП за 2021 год 
[15]

 

США имеют развитую экономику и значительный государственный сектор. Высокий показатель сумм государственных закупок относительно ВВП связан с масштабными инфраструктурными проектами, научно-исследовательскими программами и оборонными расходами.

Франция вкладывает значительные средства в государственные закупки, особенно в области транспорта, обороны и инноваций. Это связано с активной государственной политикой по развитию ключевых отраслей и поддержке национальной экономики.

Япония известна своими мощными государственными программами и инвестициями в науку, технологии и инфраструктуру. Высокий показатель сумм государственных закупок относительно ВВП отражает стратегию страны по содействию инновационному развитию и укреплению конкурентоспособности.

Великобритания активно инвестирует в государственные закупки, особенно в области здравоохранения, транспорта и образования. Это направлено на улучшение качества государственных услуг и стимулирование экономического роста.

Швеция стремится к инновационному развитию и созданию благоприятной среды для предпринимательства. Показатель сумм государственных закупок относительно ВВП отражает высокий уровень государственной поддержки малого и среднего бизнеса, научно-исследовательских проектов и экологической устойчивости.

Испания активно вкладывает средства в государственные закупки с целью развития транспортной инфраструктуры, энергетического сектора и туризма. Это помогает создавать рабочие места, стимулировать экономический рост и повышать уровень жизни населения.

Италия вкладывает значительные средства в государственные закупки, особенно в области здравоохранения, образования и инфраструктуры. Показатель сумм государственных закупок относительно ВВП отражает стремление страны к модернизации и развитию ключевых отраслей экономики.

Южная Африка использует государственные закупки как инструмент для поддержки местного предпринимательства и создания рабочих мест. Высокий показатель сумм государственных закупок относительно ВВП отражает стратегию страны по стимулированию экономического роста
и борьбе с неравенством.

Индия – активно развивает государственные закупки для поддержки малого и среднего бизнеса, развития инфраструктуры и содействия инновационным проектам. Это помогает создавать рабочие места, улучшать доступ к государственным услугам и способствует
устойчивому развитию экономики.

Китай является крупной экономической державой с обширной системой государственных закупок. Страна активно инвестирует в ключевые отрасли, такие как транспорт, энергетика, информационные технологии и инфраструктура. Это помогает укреплять экономическую базу, повышать уровень жизни населения и стимулировать экономический рост.

В целом, высокий показатель сумм, направленных на государственные закупки относительно ВВП в указанных странах, свидетельствует о значимости государственного сектора и его роли в стимулировании экономического роста, развитии инфраструктуры, поддержке инноваций и создании рабочих мест.

Обычно бедные и развивающиеся страны достигают очень низкого уровня такого показателя до 10, иногда до 20 %. Но есть и противоположные пример. Кирибати – 127,57 % [15] – это небольшое островное государство, расположенное в Центральной части Тихого океана. Оно имеет несколько особенностей, которые могут объяснить высокий уровень государственных закупок относительно ВВП в 2021 году:

– ограниченные экономические возможности – Кирибати является одним из самых малонаселенных и наименее развитых государств в мире. Экономика страны основана главным образом на рыболовстве, сельском хозяйстве и туризме. Ограниченные возможности для разнообразия экономики могут привести к повышенной зависимости от государственных закупок для поддержания основных отраслей и социальных программ;

– зависимость от иностранной помощи – Кирибати часто полагается на международную помощь и финансирование для обеспечения своих развитий и социальных потребностей. Это может влиять на уровень государственных закупок, поскольку финансирование от иностранных и донорских организаций может быть направлено на реализацию проектов и программ через государственные закупки;

– специфические потребности островного государства – Кирибати сталкивается с рядом особых вызовов, связанных с изменением климата, подъемом уровня моря и устойчивым развитием. Это может требовать увеличенных государственных закупок в таких областях, как инфраструктура, экологическая безопасность и адаптация к изменению климата.

Наряду с Кирибати отличились Микронезия (72,84 %) и Маршальские острова (67,12 %), а далее идут уже названные нами выше высоко развитые страны. Такие высокие показатели государственных расходов указывают на зависимость страны от внешнего финансирования и не могут иметь долгосрочной представленности во времени.

Исследование позволяет предположить, что страны с высоким уровнем дохода имеют более строгую регуляцию государственных закупок. Это связано с их большим потенциалом государственного сектора, эффективными институтами и долгой историей регулирования. Тем не менее, наше исследование опровергает данное предположение, поскольку страны с высоким уровнем дохода фактически имеют меньшую степень регулирования государственных закупок по сравнению со странами с низким и средним уровнем дохода. Анализируя региональные различия, мы обнаружили, что страны ОЭСР с высоким уровнем дохода занимают примерно среднее положение в регулировании государственных закупок.

Рисунок 3 – Уровень регулирования государственных закупок
в каждом регионе 
[16]

 

Авторы исследования «Государственные закупки в законодательстве и на практике» регулирование оценивают по четырем областям государственных закупок: конкуренция, прозрачность, добросовестность контракта и легкость исключения. Для расчета общего среднего берется взвешенное среднее всех четырех компонентов и анализируется в семи глобальных регионах [16].

Результаты показали, что Южная Азия (55 %), Европа и Центральная Азия (54 %) и страны Африки к югу от Сахары (54 %) являются регионами с наибольшей степенью регулирования государственных закупок. В то же время, Восточная Азия и Тихий океан (32 %) являются наименее регулируемым регионом, за которым следуют Ближний Восток и Северная Африка (42 %).

Одной из вероятных причин такого разногласия может быть помощь, предоставляемая институтами развития для усовершенствования регулирования в странах с развивающимися экономиками. Например, в Южной Азии Всемирный банк поддержал семь из восьми стран, реализующих проекты, связанные с государственными закупками и улучшением их регулирования. Это может объяснить обширное регулирование в этом регионе. В отличие от этого, в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе участие в усовершенствовании нормативно-правовой базы было ограниченным, и только несколько стран, например, Вьетнам, получили такую поддержку. Вместо этого, больше внимания уделялось развитию потенциала, что оказывало меньшее
прямое влияние на регулирование.

В отношении глубины регулирования регион Африки к югу от Сахары демонстрирует наивысший уровень регулирования в двух областях: честность контракта и конкуренция. В почти всех странах этого региона честность контракта регулируется на высоком уровне (50 % и выше), за исключением Южного Судана. С индексом 77 % этот регион также является наиболее строго регулируемым в мире по четырем областям государственных закупок, превышая среднюю оценку стран ОЭСР с высоким уровнем дохода на 17 %.

Область добросовестности контракта относится к ограничениям действий закупающей организации в течение срока контракта. Это включает адекватное распределение бюджета, регулирование субподрядов и изменений в контракте, установление максимального срока оплаты и процентов за задержку платежей. Большинство этих функций рекомендуются в Методологии ОЭСР для оценки систем закупок, которая послужила основой для предоставления технической помощи в регионе различными учреждениями, включая Всемирный банк и Африканский банк развития.

Реформы регулирования закупок в Европе и Центральной Азии, особенно в бывших коммунистических странах, обусловлены двумя факторами. Во-первых, общее стремление к структурным улучшениям, о чем свидетельствуют последовательные улучшения этих стран в исследовании «Ведение бизнеса».
Во-вторых, ряд стран региона, особенно в Центральной Азии, воспользовались рекомендациями Азиатского банка развития и других
многосторонних организаций.

Ясно, что на региональном уровне усиление регулирования закупок связано не с увеличением потенциала государственного сектора и более сильными институтами в целом. Внешние факторы, такие как участие крупных международных организаций и региональных банков, играют роль в разработке нормативных актов страны о закупках и в том, какие аспекты регулируются [17].

Организация государственных закупок может различаться в разных странах из-за нескольких факторов, которые оказывают влияние на этот процесс. Вот некоторые из них:

– правовая система и законодательство – различия в правовых системах и законодательстве могут привести к разной организации государственных закупок. Различные страны могут иметь разные нормы, правила и процедуры для проведения закупок, а также разные механизмы контроля и
наказания за нарушения;

– уровень развития институтов – страны с более развитыми институтами, такими как сильная система контроля и регулирования, независимые аудиторы и надлежащие правила конкуренции, обычно имеют более эффективную организацию государственных закупок. Такие институты способствуют прозрачности, предотвращают коррупцию и обеспечивают справедливость в процессе закупок;

– уровень коррупции – коррупция может серьезно повлиять на организацию государственных закупок. Страны с высоким уровнем коррупции могут сталкиваться с неэффективным использованием ресурсов, неправомерным получением контрактов и недостаточной конкуренцией. Борьба с коррупцией и создание прозрачных механизмов контроля являются важными факторами для эффективной организации государственных закупок;

– экономическая стабильность и уровень развития – экономическая стабильность и уровень развития страны также оказывают влияние на организацию государственных закупок. В странах с более развитой экономикой и высоким уровнем дохода обычно существует более развитая система закупок, а также больше ресурсов для эффективного использования и контроля. Более стабильная экономическая ситуация также способствует более эффективной организации государственных закупок;

– культурные и социальные факторы – культурные и социальные факторы могут также оказывать влияние на разницу в организации государственных закупок в разных странах. Например, некоторые страны могут иметь более развитую культуру прозрачности и открытости в государственных делах, что способствует более эффективной организации закупок и предотвращению коррупции. Кроме того, культурные отличия могут отразиться на предпочтениях и привычках местных предпринимателей и поставщиков, что может повлиять на характер и конкуренцию в процессе закупок;

– международные соглашения и стандарты – страны, принимающие участие в международных соглашениях и обязательствах, могут быть подвержены влиянию международных стандартов и рекомендаций в области государственных закупок. Это может повлиять на принципы и процедуры, которые страны применяют в организации своих закупок, и способствовать более прозрачной и конкурентной среде;

– политический контекст – политический контекст и стабильность политической системы также могут оказывать влияние на организацию государственных закупок. В странах с политической нестабильностью, коррупцией или слабыми институтами может быть сложно обеспечить эффективную и прозрачную организацию закупок. Политическая воля и решительность в борьбе с коррупцией и улучшении системы закупок являются важными факторами.

В целом, различия в организации государственных закупок в разных странах обусловлены комплексным взаимодействием различных факторов, таких как правовая система, институциональная развитость, уровень коррупции, экономическая стабильность, культурные особенности, международные соглашения и политический контекст. Понимание и анализ этих факторов являются важными для разработки эффективных стратегий и политик в области государственных закупок.

Анализ зарубежного опыта других стран может предоставляет ценные рекомендации и уроки для Республики Казахстан в организации своей системы государственных закупок. Например, успешные стратегии по привлечению инноваций и развитию малого и среднего бизнеса через государственные закупки могут быть внедрены в казахстанскую систему с целью стимулирования экономического роста и разнообразия бизнес-сектора. Анализ правового регулирования государственных закупок в зарубежных странах может также помочь Республике Казахстан в улучшении своего законодательства, усиления прозрачности и ответственности в процессе закупок, а
также борьбы с коррупцией.

Кроме того, изучение опыта других стран в использовании электронных платформ и технологий в государственных закупках может предложить эффективные решения для автоматизации и упрощения процессов закупок, улучшения доступа для поставщиков и повышения прозрачности.

Важно отметить, что каждая страна имеет свои особенности и контекст, поэтому адаптация зарубежного опыта должна учитывать специфические условия и потребности Республики Казахстан. При этом внедрение успешных практик и стратегий, основанных на международном опыте, может способствовать улучшению системы государственных закупок и обеспечению экономической безопасности в стране.


 

1        Pegnato J. A. Assessing Federal Procurement Reform: Has the Procurement Pendulum Stopped Swinging? // Thai K. V. (ed.) International Handbook of Public Procurement. – New YorkRoutledge, 2009. – 840 pp. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://doi.org/10.4324/9781315092539. (дата обращения: 23.04.2023).

2        Rodionova Y., Nemec J., Tkachenko A., Yakovlev A. Informal practices and efficiency in public procurement. // Public Money & Management, 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://doi.org/10.1080/09540962.2022.2159169. (дата обращения: 23.04.2023).

3        Закон Республики Казахстан. О государственных закупках: утв.
04 декабря 2015 года, № 434-V РК.

4        Reforming for Efficiency. – Official website of OECD, ноябрь 2017 – декабрь 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.oecd.org/gov/public-procurement/country-projects/public-procurement-in-kazakhstan. (дата обращения: 23.04.2023).

5        Selling to the Government. – Official website of US International Trade Administration, 07.09.2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.trade.gov/country-commercial-guides/kazakhstan-selling-public-sector. (дата обращения: 23.04.2023).

6        Рекомендация совета ОЭСР по вопросам государственных закупок. – ОЭСР, Директорат по вопросам государственного управления и территориального развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.oecd.org/gov/public-procurement/Recommendation-Public-Procurement-RU.pdf. (дата обращения: 23.04.2023).

7        Система государственных закупок в России: конкуренция против качества? / А. Конов, И. Бегтин, Н. Горбачева и др.; под ред. М. Комина; Центр перспективных управленческих решений. – Москва: ЦПУР; Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ, 2019. – 64 с . – (Серия «Аналитические записки по вопросам государственного управления»).

8        Rönnbäck A. Quality in the public procurement process. // Emerald Insight: The TQM Journal, Vol. 24, # 5, 2012. – Pp. 447-460. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://doi.org/10.1108/17542731211261593. (дата обращения: 23.04.2023).

9        Tinotenda Fredrick Munyimi. The role of procurement quality controls in procurement performance in the energy sector in Zimbabwe. // Taylor & Francis Online: Cogent Engineering, # 6:1, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://doi.org/10.1080/23311916.2019.1631563. (дата обращения: 23.04.2023). (дата обращения: 23.04.2023).

10      Allas T., Barillà D., Kennedy S., Spencer A. How smarter purchasing can improve public-sector performance. – Official website of McKinsey & Company, 29.03.2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/how-smarter-purchasing-can-improve-public-sector-performance(дата обращения: 23.04.2023).

11      Johnson P. F., Klassen R. D. New directions for research in green public procurement: The challenge of inter-stakeholder tensions. // Cleaner Logistics and Supply Chain, Volume 3, 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://doi.org/10.1016/j.clscn.2021.100017. (дата обращения: 23.04.2023).

12      García-Altés A., McKee M., Siciliani L., Barros P. P., Lehtonen L., Rogers H., Kringos D., Zaletel J., De Maeseneer J. Understanding public procurement within the health sector: a priority in a post-COVID-19 world. // Health Econ Policy Law, # 18(2), 18.04.2023. – Pp. 172-185. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://doi.org/10.1017/S1744133122000184. (дата обращения: 23.04.2023).

13      Moreno A. G., Alonso C. R., Heyder M. Public procurements. – Official website of Net Zero Cites, 27.02.2023. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://netzerocities.app/resource-548. (дата обращения: 23.04.2023).

14      Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. – Официальный сайт Президента Республики Казахстан, 01.09.2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130. (дата обращения: 23.04.2023).

15      Government expenditure, percent of GDP. – Official website of International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.imf.org/external/datamapper/exp@FPP/USA/FRA/JPN/GBR/SWE/ESP/ITA/ZAF/IND/KIR/FSM/MHL. (дата обращения: 23.04.2023).

16      Bosio E., Djankov S., Glaeser E. L., Shleifer A. Public Procurement in Law and Practice. // The National Bureau of Economic Research: Working Paper, #27188, May 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  DOI: 10.3386/w27188. (дата обращения: 23.04.2023).

17      Grujicic M., Lemoine J., Polo G. Which region regulates procurement the most? – World Bank Blogs, 29.06.2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://blogs.worldbank.org/developmenttalk/which-region-regulates-procurement-most(дата обращения: 23.04.2023).